Обзор фильма «Три мушкетера: Д’Артаньян»
На 2023 год существует около 150 экранизаций приключенческого романа «Три мушкетёра» от Александра Дюма-старшего. Тем интереснее узнать, как приключения амбициозного гасконца и его друзей видят на родине писателя. Весной 2023-го Франция совместно с Германией, Испанией и Бельгией выпустила фильм по книге «Три мушкетера». Чем удивила экранизация, будем разбираться вместе.
Актерский состав
Роль Миледи досталась настоящей la femme fatale Еве Грин. Актриса естественна в доверенном ей амплуа, а эффектный исторический костюм только подчеркивает природный аристократизм. Мушкетера Атоса сыграл Венсан Кассель. Его граф де Ла Фер ироничен, проницателен и магнетически обаятелен.
Шарля д’Артаньяна воплотил Франсуа Сивилем. Гасконец вышел дерзким и по-юношески забавным. Мушкетер Арамис предстал в исполнении эмоционального Ромена Дюриса, а Пио Мармай смог создать симпатичного Портоса.
Отдельно скажем о Вики Крипс в роли королевы Анны, и о Луи Гарреле в образе Людовика XIII. Актерам удалось сыграть царственную чету, объединенную не только монархическим союзом, но и общим взглядом на политику.
Сюжет киноленты
Фильм, снятый по всемирно известной книге «Три мушкетера», кажется, вряд ли способен удивить сценарными изысками. Однако режиссер Мартин Бурбулон расставил новые акценты и создал историческую драму, где главный персонаж не мушкетер, а сама судьба.
Д’Артаньян убит и похоронен приспешниками Миледи. Но, словно герой мистической повести, будущий мушкетер выбирается из могилы в ночном лесу. От пули его спасла Библия в кармане, данная отцом. Гасконец чуть не поплатился жизнью за то, что стал невольным свидетелем преступления. Он увидел, как сообщники Миледи напали на посланницу, которая везла письмо от герцога Бекингема к королеве Франции Анне. Леди Винтер подменила корреспонденцию.
Франция готовится праздновать свадьбу брата монарха. Но двор больше волнуется из-за конфликта гугенотов с протестантами. Постепенно становится понятна расстановка фигур на доске: с одной стороны — король и королева, не желающие кровопролитияе; с другой — кардинал Ришелье и его сеть агентов с Миледи, стремящиеся развязать войну.
На улице Парижа появляется молодой гасконский дворянин. Он конфликтует с каждым из мушкетёров, и получает три вызова на дуэль. Горделивый Атос, веселый Портос и хитрец Арамис не потерпят такого неуважения! Если вы читали книгу, то знаете, что ни одна дуэль на состоится. Три мушкетера и кадет д’Артаньян разгромят толпу гвардейцев кардинала, чем привлекут внимание короля. Получив вместо наказания похвалу, новые друзья решат это отметить.
На утро д’Артаньян мечтательно смотрит из окна на мадам Констанцию Бонасье, у которой снял комнату; Арамис покидает женский будуар, мушкетер Портос спит. Атоса в постели с трупом ловит стража.
Суд над графом раскрывает детали: мушкетер — протестант, а также не помнит, убивал ли он несчастную женщину. Атоса приговаривают к отсечению головы. Три друга должны добыть новые факты или королевское помилование.
В морге д’Артаньян узнает погибшую — это она в него стреляла по пути в Париж. Три товарища прибывают к месту недавних «похорон», чтобы выкопать остальные трупы и узнать их личности. При покойных находят три перстня, принадлежащие известным семьям Франции. Мушкетеры разделяются, чтобы найти владельцев и выйти на след убийцы.
Д’Артаньян попадает в дом к Миледи, которая представилась как Изабель де Валькур. Авантюристка врет, будто перстень украден у ее брата месяц назад. Но гасконец замечает портрет настоящей Изабель — той самой убитой девушки. Миледи стреляет в излишне проницательного гостя. Раненый дворянин возвращается к Констанции, и по родовому гербу де Валькур любовница понимает: королева в опасности. Изабель была посланницей от Бекингема.
В это время королева находится на встрече с герцогом, которую подстроил кардинал. Рандеву закончилось бы войной, если бы три наших друга не ввязались в драку с гвардейцами. Анна просит герцога уехать и отдает на память алмазные подвески.
Король узнаёт о произошедшем и обвиняет жену в связях с Бекингемом. Людовик требует, чтобы супруга надела его подарок, подвески, на свадьбу брата. Атоса перед самой казнью похищают протестанты. От них мушкетер узнает о готовящемся в Ла-Рошели мятеже.
Констанция, будучи служанкой королевы, уговаривает Д’Артаньяна вернуть во Францию подвески.
Миледи проникает на бал Бекингема и похищает украшение. В этот момент появляются мушкетер Атос с д’Артаньяном и отбирают драгоценность.
Д’Артаньян передает подвески Констанции, чем спасает королеву. На свадебном торжестве происходит покушение на монарха, трагедию предотвращает верный мушкетер Атос. Разгневанный Людовик приказывает готовить поход на Ла-Рошель, оплот протестантов. Атоса помиловали, а д’Артаньян получил звание мушкетера. Но глобально партия проиграна, ведь войны уже не избежать.
События, взятые за основу
Кинолента впечатляет вниманием к историческим деталям. Фильм аккуратно переплетает книгу «Три мушкетера» и реальные события из истории англо-французских отношений. Например, подвески действительно были похищены. Но в реальности ни один мушкетер к ситуации причастен. Бекингем сам вернул королеве подарок, чем спас и честь женщины, и свою страну.
Среди многочисленных экранизаций версия Бурбулона — единственная, где подробно раскрывается религиозная борьба. В других картинах этот немаловажный для Франции момент отмечался косвенно.
Миледи соткана по образу авантюристки Жанны де Ла Мотт, известной по крупному мошенничеству с ожерельем королевы. Своими кознями Жанна изменила ход истории.
Визуал фильма
Отдельный плюс картины — костюмы и грим. Фильм не вычищен до блеска, и три королевских мушкетера выглядят как солдаты, а не столичные франты. Они потрепаны и редко умыты. И только Миледи сияет красотой и сложно декорированными нарядами.
В качестве локаций используются архитектурные памятники Франции. На кадрах можно увидеть Лувр, Дом инвалидов, замок Фонтебло, аббатство Ройомон. Съемки велись в Иль-де-Франс, Труа и Сен-Мало. Художники смогли создать эффект, будто дворцы — это не музейные комплексы, а реальные покои, где живут люди.
Постарались киномастера и с экшен-сценами. Для постановки боев на шпагах привлекли фехтовальщиков; реквизит выглядит более чем натурально. Камера нередко движется вслед за мушкетером одним дублем, отчего формируется ощущение, будто зритель попал в эпицентр схватки.
В целом получилась естественная атмосфера Франции XVII века: напряженная, суровая, с витающим в воздухе ощущением скорой трагедии.
Впечатления
Французский фильм — это полноценное историческое кино по мотивам книги «Три мушкетера». Приключенческое настроение, привычное русскому зрителю, отсутствует, как и явный юмор. Шутки ситуативные и без дополнительных комедийных акцентов.
В киноленте несколько рваный тип повествования: с дворцовых интриг сюжет резко перескакивает в детектив, а потом в любовную драму. Впрочем, это фильм не для развлечения, а для размышлений над историей.
В декабре 2023 года выйдет продолжение под названием «Три мушкетера: Миледи». Ищите новинку в онлайн-кинотеатре FLEX — здесь всегда самые свежие ленты, даже не допущенные в прокат.